Автор: boashki

В Санкт-Петербурге свыше 200 музеев и с каждым годом появляются новые. Гостям города известны несколько знаменитых мест, в которые они стараются попасть. Но и остальные достойны того, чтобы посетить их и узнать много нового и интересного. Сообщество Питерских блогеров совместно с газетой Metro и компанией Карта Гостя Санкт-Петербурга, а также при поддержке соцсети Одноклассники, запустили новый проект «Петербург изнутри/Petersburg Inside», в котором они расскажут о многих интересных музеях города.

В субботу 27 апреля проект стартовал с посещения Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, который находится по адресу площадь Островского 6. Он был открыт 16 мая 1921 года, в нем несколько этажей, на каждом из которых своя экспозиция.

Нам уже доводилось бывать в этом музее: первый раз с квестом, а второй раз на спектакле фестиваля молодых театров «Здесь и сейчас». Да, в этом музее проходит такой интересный фестиваль. Тогда мы познакомились с его куратором заведующей научно-просветительского отдела музея Анной Ласкиной. А в субботу она перевоплотилась в экскурсовода и поведала об истории становления музея и его экспонатах. Легкая и интересная экскурсия, в которой удачно сочетались исторические факты и театральные легенды.

В музей обязательно надо идти, чтобы прочувствовать всю обстановку, вживую увидеть экспонаты, узнать из табличек и аудиогида полезную информацию, возле станка попытаться встать в балетные позиции.

Но удержаться не получится, и несколько интересных фактов все-таки расскажем, их подробности можно узнать на экскурсии.

1) Оперный композитор Франческо Доменико Арайя написал музыку к опере, которая стала первой написанной на русский текст и исполненной русскими певцами на Дворцовой площади. Он обучил русского актера петь по-русски, хотя сам знал только итальянский язык.

2) В 17 веке в театрах Европы появляются новые технологии, позволяющие «легкими» движениями рук превращать зал на 500 мест в зал на 1000 мест… правда, на это могло уйти несколько дней ))) Также в 17 веке впервые человек смог «летать» над сценой: были изобретены специальные тросы.

3) В 19 веке появляются сменные декорации: специальный механизм, который приводили в движение люди, сдвигал одну декорацию и ставил на ее место другую. Этот процесс мог занимать до трех часов. Порой спектакль начинался в 19-30 и продолжался до трех часов ночи.

Макет, который показывает, как меняются декорации (слева).

4) Что же в это время делали зрители? Они могли посетить буфет, послушать оркестр в фойе, съездить домой… Ведь до эпохи Серебряного века в театре не было строгих правил на его посещение – это было развлечение, «выход в свет», а сам текст, сценарий в спектакле не играли важной роли. Что не сказать об актерах, у которых было много почитателей, которые могли позволить себе даже не приходить на весь спектакль, а зайти минут на пять, чтобы во время действия подойти к сцене, подарить цветы и подарки актерам, а потом просто уехать по своим делам.

5) Трогательна история прославленной балерины 19 века Марии Тальони, дочки хореографа Филиппа Тальони, которая взяла за основу своих выступлений легкость, «полёт», отказавшись от «нарядов» того времени: костюмов, увешанных бриллиантами, которые были подарены балеринам. Выступая на пуантах в балете «Сильфида», она словно «порхала» по сцене, несмотря на свою длинную юбку, которая не была свойственна тому времени. Вот как она ответила одному критику: «в короткой юбке? А разве Вы бы позволили Вашей супруге или дочери надеть короткое платье?» Целомудрие и чистота женщины стали частью сценического имиджа Марии Тальони.

6) В экспозиции есть стенд, посвященный трем великим актерам. Это Мария Савина (в нее был влюблен сам Иван Сергеевич Тургенев, который прислал ей больше 100 любовных писем и подарил ей свой портрет), Константин Варламов (более 1000 ролей, а высказывание одной сельской учительницы, говорит само за себя: «Спасибо! После Вашего спектакля захотелось жить дальше»), Владимир Давыдов (побывал в роли каждого героя «Ревизора», знал всю пьесу наизусть и не использовал суфлера).

7) Посетив экскурсию, вы сможете узнать подробности становления театра эпохи Серебряного века от восемнадцатичасового разговора К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко о создании театра до того момента, как они поругались и вместо живых разговоров друг с другом стали писать письма…

8) А ещё… ещё загадка… в экспозиции можно увидеть редкие вещи, такие как пошетта и полифон. Что это? А это и есть загадка )))

И это далеко не всё то, о чем хочется рассказать, поэтому «галопом» по фотографиям:

Режим работы:
Среда 13.00–21.00
Четверг–понедельник 11.00–19.00
Касса закрывается на час раньше
Выходные: вторник и последняя пятница месяца